Включить версию для слабовидящих
Суббота, 18.05.2024, 12:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » 2023 » Декабрь » 25 » Педагогический совет
11:15
Педагогический совет

13 декабря в Новобирилюсском детском саду «Колокольчик» прошел педагогический совет по теме: Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно – прикладным искусством.

Цель: Развивать  педагогическую компетентность, творческий подход педагогов по приобщению детей к культурным ценностям народов России

            По первому вопросу теме «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания» слушали Рудый О.В., заведующего Новобирилюсского детского сад «Колокольчик», она дала определение - Что такое патриотическое воспитание?

            В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

            Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.  

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
           Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, которые из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные, патриотические основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –  наши основные задачи, как педагогов ДОУ.

            По второму вопросу слушали Тухта А.Н., зам. по ВМР. Она  представила презентацию по теме пед.совета: «Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно – прикладным искусством». Обратила внимание на цель образовательной программы ДОУ, задачи, пояснила, в каких разделах образовательной программы детского сада содержится знакомство с народно-прикладным искусством, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, интегрировать все образовательные области по ФГОС, осуществляться в повседневной жизни и в образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

             Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие.

            Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие.

Народно-прикладное искусство России

1. Роспись по дереву.
2.Изделия из  глины.
3.Изделия из металла.
4.Кружево.

            Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания.

            Анна Николаевна отметила, что  воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

            Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Что бы дать хорошие знания детям педагоги сами должны знать и разбираться в предмете, поэтому совершенствуем свои знания через чтение методической литературы.

Для формирования у детей эстетических чувств, художественного вкуса, художественно-творческих способностей, используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) при знакомстве детей с русским бытом и соответствующим ручным трудом, народно – прикладным искусством, народной игрушкой (Хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка, гжель  и т.д.). Для раскрытия данной темы предполагается реализация всех образовательных областей программы:

•          Социально-коммуникативное развитие;

•          Познавательное развитие;

•          Речевое развитие;

•          Художественно-эстетическое развитие;

•          Физическое развитие.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Знакомство с народным декоративным творчеством проходит по комплексно-тематическому планированию, в системе.                     По третьему вопросу Наталья Николаевна представила Интеллектуально-творческую игру «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (с помощью 2 кубиков, стороны которых были разного цвета определяли карточку того же цвета с вопросом из определенной категории)

Русская кухня

1.  Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2.  Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из  трав с мёдом? (Сбитень)

3.  Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)

4.  Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

5.  На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)             

Быт русского народа

1.  Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)

2.  Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира.  (Ковш)

3.  Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

4.  Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

5.  Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)

Русские народные праздники

1.  На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2.  Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

3.  Назовите весенние русские праздники  (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)

4.  Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)

5.  Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)

Славянская мифология. Русские былины.

1.  Назови столицу былинной Руси  (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)

4. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Язык наших предков

Назови современное значение старославянских слов

1. Полузимник,  грудень  (ноябрь+  , декабрь, январь)

2. Отрок   (ребёнок – подросток +,  отверженный от церкви, младший воин в дружине. )

3. Веверица  (птица – вьюн, белка +, колесница)

4.  Дынка– это ?(Шапка с козырьком, - Старинное женское украшение, Фата +  

5. Полтина (монета достоинством 5 рублей  +, монета достоинством 50 

копеек, мера измерения земельной площади) 

            Решение педагогического совета.

1. Продолжать работу по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», использовать разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

2. Пополнять картотеки: «Русские народные игры»; «Музыкальные произведения для прослушивания» в каждой возрастной группе

Ответственные – все педагоги, музыкальный руководитель Срок - 01.03.24г.

 

3. Оформить в групповых комнатах мини –музеи: «уголок народной культуры»

Ответственные – все педагоги. Срок - 29.02.2024 г.

4. Осуществлять преемственность с социумом: экскурсии: посещение музея, библиотеки, выставок народного творчества; встреча с фольклорными ансамблями, театрами

Ответственные –педагоги, ст. воспитатель. Срок -01.03.2024г.

5. Продолжить работу с родителями по приобщению детей к истокам народной культуры и воспитанию национальной идентичности.

Ответственные – все педагоги.  Срок – постоянно.      

6. Обобщить опыт работы детского сада по «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Ответственные - воспитатели, старший воспитатель.  Срок до 01.03.2024 г.

Информацию подготовила зам.зав. по ВМР Тухта А.Н.

 

Просмотров: 51 | Добавил: админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]