Включить версию для слабовидящих
Четверг, 21.11.2024, 10:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

.

Аннотация к рабочим программам воспитателей и специалистов

МКДОУ Новобирилюсского детского сада «Колокольчик»

 

Рабочие программы – нормативно-управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов.

Рабочие программы показывают как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальные педагогические модели образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП.

Рабочие программы являются обязательной составной частью образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, разрабатываются педагогами всех возрастных групп, специалистами на основе  Основной образовательной программы дошкольного учреждения.

     Цель программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

            К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

     Задачи:

- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;

- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Функции рабочей программы:

Нормативная: программа является документом, обязательным для исполнения;

Целеполагание: программа определяет цели и задачи реализации образовательных областей;

Процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства;

Аналитическая: выявляет уровни усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников.

Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное,  речевое, художественно–эстетическое, физическое.

 

Педагоги разработали рабочие программы в соответствии с:

 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобразования России от 17.10.2013 №1155.

3.  Рабочая программа разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).

4. Основой для разработки   образовательной программы   (далее - Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Программа составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом. Содержание и планируемые результаты  рабочей программы соответствуют содержанию и планируемым результатам  образовательной программы МКДОУ Новобирилюсского детского сада «Колокольчик».

5. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования

6.  Программа разрабатывается и утверждается МКДОУ самостоятельно на основании статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 

Рабочие программы имеют определенную структуру и состоят из разделов:

1.Целевой раздел рабочей программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.1.1. Цели и задачи рабочей программы.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

1.1.3.Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

1.2. Планируемые результаты реализации рабочей программы во второй группе детей раннего возраста.

1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.

 

2. Содержательный раздел рабочей программы.

2.1. Задачи и содержание образования по образовательным областям.

2.2. Социально-коммуникативное развитие.

2.3. Познавательное развитие.

2.4. Речевое развитие.

2.5. Художественно-эстетическое развитие.

2.6. Физическое развитие.

2.7.Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

2.8. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы образования ДОУ.

2.9. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.10.Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.11. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

2.12. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.

2.13. Рабочая программа воспитания.

2.13.1. Пояснительная записка.

2.13.2. Целевой раздел программы воспитания.

2.13.3. Содержательный раздел программы воспитания.

2.13.4. Организационный раздел программы воспитания.

2.13.5. Календарный план воспитательной работы.

                                           

3. Организационный раздел рабочей программы.

3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.3.Материально-техническое обеспечение программы образования ДОУ, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.4. Кадровые условия реализации рабочей программы.

3.5. Примерный режим и распорядок дня в старшей группе.

3.6. Комплексно-тематическое планирование рабочей программы

 

Согласно рабочей программе воспитателя планирование образовательного процесса подразделяется:

– на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из различных материалов);

– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

– самостоятельную деятельность детей;

– взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, опыта и творческого подхода педагога.

Образовательная деятельность воспитателя построена на комплексно- тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая

 развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Образовательная деятельность подразделена на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (одна неделя). Темы помогают организовать информацию оптимальным образом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательной деятельности позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику работы группы.

Такая организация образовательной деятельности помогает обеспечить

достижение положительной динамики развития каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (прежде всего в игре); владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, использует речь для выражения своих чувств, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,

владеет основными движениями, может контролировать свои движения и

управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям;

- может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

- знаком с произведениями детской литературы;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.;

- склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

При составлении примерного комплексно-тематического планирования  содержания организованной деятельности охвачены все взаимодополняющие образовательные области, установленные ФГОС ДО как «структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей».

Рабочие программы принимались на педагогическом совете, утверждены приказом заведующего МКДОУ.

За качеством реализации рабочих программ осуществляется системный контроль.